Карточная профориентационная игровая методика ПРОФЕССЬЯНС

Для помощи учащимся 5-11-х классов в выборе профессионального пути

Профессьянс позволяет пробудить интерес учащегося к профессиональной самореализации и самостоятельно составить «формулу своей профессии».

В чем может помочь методика Профессьянс?

  • Методика позволит глубже познакомиться с миром существующих профессий, узнать, из каких составляющих складывается та или иная профессия и понять, что Вам наиболее интересно.
  • В творческом взаимодействии с психологом Вы сможете составить образ наиболее подходящей Вам профессии и сопоставить этот образ с характеристиками привлекательных профессий.
  • Поможет лучше познать себя, определить, какие качества или способности нужно развивать для успешной профессиональной самореализации в привлекательной для вас области.

Кто разработал методику?

Методика «Профессьянс» разработана в России профессором Н.С. Пряжниковым на основе идей доктора психологических наук, профессора Е.А.Климова о формуле профессий.

Как проводится?

Проводится в творческом взаимодействии старшеклассника и психолога-профконсультанта.

В процессе профконсультации учащийся раскладывает разноцветные карточки как в пасьянсе. Отсюда и название методики — «профессьянс» (от слов «профессия» и «пасьянс»).

Методика включает 45 двухсторонних цветных карточек, образующих пять групп характеристик профессиональной деятельности:
1 группа. Цели труда — то, к чему человек стремится в процессе своей профессиональной деятельности (например, оценивать, исследовать, обслуживать и др.)
2 группа. Предметы труда — это то, на что направлен труд человека (растения, животные, техника, информация и др.)
3 группа. Средства труда — это орудия, с помощью которых человек воздействует на предмет труда (машины, знания, творческое мышление и др.).
4 группа. Условия и организация труда (работа в офисе, командировки, экстремальные условия, работа на открытом воздухе и др.)
5 группа. Особые, специфические условия труда (работа в постоянном движении, работа преимущественно сидя, риск, повышенная ответственность и др.)

 

 

Этапы проведения

  1. Консультант передает подростку первую группу карточек — цели труда и предлагает ему разложить карточки на столе в порядке предпочтения так, чтобы слева оказались самые привлекательные для подростка, а справа — менее привлекательные или даже отвергаемые… Затем просит его перевернуть на обратную сторону карточки с целями, которые сейчас по каким-то причинам недостижимы.
  2. Консультант передает подростку вторую группу карточек — предметы труда и предлагает ему разложить их под первым рядом, аналогично, от самых привлекательных до наименее привлекательных предметов труда. Затем вновь просит перевернуть те карточки, с какими предметами подросток по каким-то причинам не может работать. В случае противоречий в разложенных карточках консультант задает уточняющие вопросы.
  3. Аналогичным способом подросток вместе с профконсультантом работают поочередно с остальными группами карточек: средства труда, условия труда и особые условия труда. Учащийся точно так же должен их проранжировать и затем перевернуть карточки с теми средствами и условиями труда, которые он считает недостижимыми для себя.
  4. Итак, на столе выложены пять рядов карточек, по 9 в каждом ряду. Далее консультант предлагает подростку отобрать те карточки, которые ему больше всего нравятся, но так, чтобы из каждого ряда была взята хотя бы одна карточка, всего 8 карточек. По отобранным карточкам профконсультант предлагает подростку «угадать», с какими профессиями эти характеристики соотносятся. В случае затруднений допускаются подсказки консультанта. Фактически создается «формула профессии».
  5. Далее предлагается подростку сгруппировать сходные карточки из числа отобранных. Например, в одной группе могут оказаться карточки «организовывать людей», «взрослые люди», «голос», «помещения с людьми», в другой группе — «обслуживать». Нередко одна или две карточки одной группы могут одновременно принадлежать и другим группам. Профконсультант предлагает подростку расположить все отобранные карточки на столе по группам, где расстояния между карточками будут определять их сходство. Получится своеобразная «молекула профессий». Степень сходства между карточками определяет подросток с помощью профконсультанта, поскольку видение этих связей носит субъективный, индивидуальный характер.

Продолжительность диагностики: около часа.